Нартан на троих не делится

Жители Нартана 16 марта перекрыли движение на федеральной трассе, протестуя против передачи 200 га сельской земли под яблоневый сад. В село вынужден был приехать врио главы Кабардино-Балкарии Казбек Коков, который пообещал селянам найти решение проблемы. По просьбе редакции сайта «Хабзэ», сельские активисты рассказали о предыстории и контексте земельного конфликта.

Относительно недавно в Кабардино-Балкарии работало 47 линий по розливу водки и с десяток спиртовых заводов. Где-то пять лет назад, когда весь алкоголь в России передали Ротенбергам, это производство было приостановлено. В КБР даже открыли два федеральных поста МВД: один в центре республики, второй – на границе со Северной Осетией. Там вахтенным способом несут службу сотрудники МВД из разных регионов. Они проверяют грузовики в первую очередь на предмет перевозки алкоголя. В этом смысле федеральная дорога на Кавказ полностью перекрыта.

Местечковые олигархи, бывшие спиртовые магнаты, лишившись лицензий, остались не у дел. Соответственно, высвободились солидные капиталы, которые девать в нашей республике по большому счету некуда. Экономики практически нет. Банковская система, как и по всей России, не работает – вложенные деньги обратно получить невозможно. Хранить накопления «под матрасом» рискованно. Значит, надо куда-то эти капиталы инвестировать. И тут альтернативы сельскому хозяйству нет. А чтобы заниматься сельским хозяйством, как известно, нужна земля. И наши «олигархи» всеми правдами и неправдами, используя разного рода криминально-рейдерские схемы, в том числе процедуру банкротства некоторых хозяйств, стали отжимать эту землю.

На сегодня земли сельскохозяйственного назначения, в том числе пастбища, уже практически распределены. И распределены, мягко говоря, не самым лучшим способом. В селах были очень серьезные земельные конфликты, которые приводили к социальным потрясениям. Один из таких конфликтов произошел в селе Нартан, которое от столицы Кабардино-Балкарии отделяет река Нальчик.

Нартан – одно из крупнейших сел в республике. Население – около 14 тысяч зарегистрированных и примерно три тысячи незарегистрированных жителей. Из-за того, что село находится в непосредственной близости к городу, здесь очень много квартирантов, людей, которые купили там недвижимость, но еще ее не оформили. Кроме того, между Нальчиком и Нартаном находится самый крупный продуктовый рынок Дубки. Этот рынок дает работу многим жителям республики. И те, кто там работает, зачастую снимают жилье в Нартане. Так что плотность населения тут довольно высокая.

Полезная площадь в этом селе – имеются в виду пашни – составляет 3800 га. На 1000 из них претендует бывший владелец водочного завода. Когда производство алкоголя закрылось, он занялся сельским хозяйством и вошел в государственную программу по развитию шпалерных садов. Для этих целей республика отводит 70 тысяч гектаров. По всей вероятности, больше половины садов уже высажено. Но, к сожалению, это никак не сказывается на пополнении бюджета Кабардино-Балкарии. Для участников госпрограммы предусмотрен льготный период, поэтому налоги они не платят, зато получают дотации. И уже вывели из оборота огромные полезные площади земель сельхозназначения.

Этот процесс продолжается. Причем вопрос развития садов стоит не на первом месте. Госпрограмма обильно субсидируется, поэтому для ее участников главное – освоить бюджетные ассигнования. Безусловно, те, кто смог войти в программу, имеют хорошую работу. Но это очень узкий круг лиц. Программа хорошо автоматизирована, яблони выращиваются по итальянской технологии. Поэтому рабочих мест она практически не дает. А те места, что все же появились, очень плохо оплачиваются. В среднем зарплата там около 15 тысяч рублей.

Бывший владелец водочного завода, по имеющимся данным, высадил уже около 200 га шпалерных садов. Земля, на которой он разбил сад, фактически арестована, потому что в Нартане уже девять лет идет процедура банкротства. Хотя в законе прописано, что эта процедура длится шесть месяцев и продлевается по решению суда еще на полгода. Но в нарушение всех норм процедура не закрывается, потому что она выгодна нескольким лицам.

На такую же долю, как у «спиртового магната», то есть на вторую тысячу гектаров, претендует один из прежних руководителей опытно-производственного хозяйства «Нартан», который одновременно является еще и основным конкурсным кредитором в деле о банкротстве. Он сам себе одалживал большие суммы, которые сам себе не смог вернуть и теперь пытается погасить эту задолженность за счет присвоения части недвижимости и земельных ресурсов ОПХ. Процедура еще идет. Часть активов он уже оформил в свою собственность через аукционы. При этом он беспрепятственно пользуется теми активами, которые пока не оформил.

У этого «хозяйственника» есть хороший парк техники, склады, которые достались ему от ОПХ, недавно он поставил сушилку. В общем, его частный бизнес развивается неплохо. Особенно на фоне ОПХ «Нартан», к руководству которым он имел отношение. Огромное предприятие подводилось к банкротству по обычной рейдерской схеме. И те же люди, которые подводили его к банкротству, потом за бесценок скупали активы через управляемые аукционы.

Третий субъект, претендующий на земли «Нартана» и заинтересованный в продлении процедуры банкротства, – конкурсный управляющий. Во-первых, он имеет зарплату 50 тысяч рублей в месяц, поэтому ему выгодно затягивать процедуру. Во-вторых, он с большой для себя выгодой реализовывает недвижимость в этом селе.    

В свое время он заключил договор с теперь уже бывшим главой управления Росимущества по КБР и арендовал на 49 лет оставшиеся 1800 га по цене 150 рублей за гектар. В принципе, такая низкая цена предусмотрена законом. Но для тех, кто использует землю исключительно в научных целях. Потому что, по закону, ОПХ занимается только наукой и какая-либо другая деятельность, в том числе сдача земли в аренду, является нецелевым использованием.

Земля ОПХ «Нартан» в 1987 году была передана Российской академии сельскохозяйственных наук в научных целях. Россельхозакадемия пользовалась этой землей один год, после чего от нее отказалась. Получилось так, что федералы про нее благополучно забыли, а кабардино-балкарские власти считали эту землю федеральной. В результате руководство ОПХ использовало территорию хозяйства, по сути, в своих интересах. При этом в законе четко прописано, что земля ОПХ может использоваться только в научных целях, поэтому сюда не должны привлекаться какие-либо ссуды, кредиты и пр. Организация существует исключительно на бюджетной основе.

Конкурсный управляющий арендовал эту землю незаконно, как минимум, по двум причинам. Во-первых, он не имеет права заниматься хозяйственной деятельностью, закон расценивает это как злоупотребление должностными обязанностями. А во-вторых, он не имеет отношения к науке, а значит, неправомерно арендовал эту землю по цене 150 рублей за гектар. Продать землю он тоже фактически не может – на оборот земли в республике наложен мораторий. Но выставить на аукцион и продать договор аренды на 49 лет – имеет право. Этим он сейчас и занимается. Стартовая цена договора – 26 млн рублей. Правда, аукцион пока приостановлен, потому что несколько активистов в селе подали на этого деятеля в суд и сейчас там идет разбирательство.

Таким вот образом три человека пытаются сегодня разделить 3800 га, принадлежащих селу с населением 17 000 человек.

В настоящее время в администрации Нартана лежит около 1200 заявлений на предоставление земельных участков по федеральной программе для многодетных семей и семей прочих категорий, имеющих право на расширение. Вместо того, чтобы выделить им земли, которые непосредственно прилегают к селу, администрация, используя лазейки в законе о местном самоуправлении, раздает эти участки неизвестным лицам. И эти люди уже начали возводить какие-то строения. В одном месте, судя по всему, собираются строить заправку, хотя АЗС в черте села явно нарушает технику безопасности. На другом участке появляется какая-то ферма.

В частности, сейчас идет стройка на участке площадью 9,9 га, который выдан на три года близкому родственнику главы отдела земельных отношений в администрации Чегемского муниципального района. При этом, согласно документации, назначение участка – «выпас сельскохозяйственных животных» и капитальное строительство там не предусмотрено.  

Естественно, общественность реагирует на такие нарушения. 15 марта группа молодых людей – где-то 20 человек – пришла в администрацию на встречу с главой села. Его поставили в известность, что жители Нартана намерены провести в администрации собрание, куда собираются прийти старейшины, чтобы разобраться, каким образом сельские земли были распределены и кто и на каком основании возводит строения на этих территориях. Собрание было назначено на 9.00 следующего дня.

Однако утром 16 марта здание администрации оказалось закрытым, главы не было на месте. Тогда жители Нартана вышли на федеральную трассу и примерно на час перекрыли там движение. В итоге полиция задержала двоих сельских активистов. Вечером их отпустили – до суда по административному правонарушению. В тот же день в Нартан приехал врио главы КБР Казбек Коков. Он встретился со старейшинами и сельскими активистами, сказал, что готов разобраться в создавшейся ситуации, и пообещал, что совместно с жителями села будет найдено решение проблем сельского поселения.