
Характерным для эстетических идеалов адыгских (черкесских) народов является то, что в них подлинная красота, понятие красивого (Дахэ) подразумевает не только внешнюю форму, внешний облик предметов, явлений, человека, но и их внутреннюю сущность, их содержание, их значение для человека, для общества.
Адыги вкладывают в понятие красота, красивое единство формы и содержания явлений и предметов. Однако адыги (черкесы) признают и чисто внешнюю красоту явлений, предметов, человека. Здесь имеется ввиду не красота без содержания, а красота, имеющая свое содержание, но присущая тем материальным компонентам, из которых складывается внешняя форма явлений и предметов9, т. е. красота, будучи единством формы и содержания, может быть присуща внешней форме явлений. Например, правильность, симметрия, гармония, определенные цветовые и светотеневые сочетания, пропорциональность и ритм и т. п., свойственные внешней стороне явлений, могут делать их внешне красивыми. Об этом свидетельствуют пословицы, поговорки и выражения адыгов: Нурыр къыщхьзщех (Свет от нее исходит),— говорят о внешней красоте женщины; Набдзэ зытелъым я нэхъ дахэ (Самая красивая из тех, кто носит брови — писаная красавица); Зи набдзит1ыр мазэм и ныкъуэ (Чьи брови напоминают полумесяц); Уэгум ит мазэр и напэщ (Ее лицо — полная луна на небе); И набдзэхэр пц1ащхъуэ дамэщ (Ее брови, что крылья ласточки); И щ1ыфэр Кърым бжьэхуцщ (Ее тело, что белая вата из Крыма),— так славят красоту невесты «Благопожелания» — Хъуэхъу; И напэм имызакъуэу, 1эпкълъэпкъ зэк1уж дахи и1эт абы (У нее было не только лицо, но и правильное телосложение), т. е. она обладает не только красивым лицом, но и хорошим пропорциональным сложением. Подчеркивая внешнюю красоту девушки, адыги (черкесы) говорят: Нысэ дахэ (Красивая невестка), Пщащэ дахэ (Красивая девушка).
Наиболее яркие иллюстрации этикета адыгов, связанные с образом женщины, нами заимствованы из книги Б. X. Бгажнокова «Адыгейский этикет». В книге, написанной с полным пониманием и прекрасным знанием вопроса, отмечается, что традиции матриархата оказались у адыгов весьма устойчивыми. В народе еще живы образы мудрой Сатаней, предводительницы нартов, их советчицы во всех трудных делах, умной и обходительной Малечипх, женщины-богатыря Лашин, светлорукой Адиюх. Идея почитания женщины красной линией проходит через весь нартский эпос адыгов.
Образ черкешенки у иностранных авторов
Судя по высказываниям авторов VII—XIX вв., адыгские женщины располагали большой свободой в обращении с мужчинами.
Среди европейских и азиатских стран было широко распространено мнение, что женщины Черкесии самые красивые в мире. Это еще больше усиливало интерес ученых и путешественников к их нравам и общественному положению, но в то же время порождало весьма противоречивые суждения на этот счет. В одних источниках они представляются целомудренными и стыдливыми, в других, наоборот,— нескромными и своенравными, а иногда — целомудренными и нескромными одновременно. Сообщения второго и третьего типов особенно характерны для авторов XVII—XVIII вв. и в значительно меньшей степени это касалось авторов XIX в., что наводит на мысль о постепенном изменении отношений между полами в условиях сословного деления общества и появления все большего числа правил, предписывающих женщине быть более сдержанной в поведении.
По обычаям адыгов мужчина должен был всячески оберегать женщину, помогать ей. Например, если женщина колет дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. То же касается и всех других случаев, когда женщина выполняет тяжелую «мужскую» работу. Просьба женщины о помощи обычно выполнялась мужчиной беспрекословно. Величайшим позором считалась ссора или брань в ее присутствии.
Женщина могла приостановить любые действия мужчин, — Платок женский (женщина) уважения (снисхождения) не заслуживает разве и прикоснуться правой рукой к платку на голове.
Адыгские женщины появлялись в обществе с открытым лицом, свободно, а в отдельных случаях выступали на собраниях.
На протяжении многих столетий российские и иностранные путешественники описывали культуру и быт народа. В своих трудах они подчеркивали отличие черкесских женщин от других народов, населявших Кавказ.
«Их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делает их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными…», — писал в своем дневнике путешественник П. Брус.
Именно благодаря тому, что женщины принимали участие в массовых мероприятиях, европейцы имели возможность наблюдать за их манерами. Многие из них описывали черкешенок как самых красивых женщин в мире.
«…Высокие, стройные, гибкие, они точно светлый след оставляли за собою. Их маленькие руки и ноги вдохновляли турецкого поэта, и до сих пор в городах Малой Азии, когда встречаются такие у мужчин и женщин, анатолийцы говорят: у них в роду черкешенка. Капля ее крови очищала целое поколение. Их карие глаза полны выражения», — так описывал черкесских женщин Василий Немирович-Данченко.
В этикете черкесов есть правила, которые также указывают на почтительное отношение к женщинам.
Черкесы, как правило, имели только одну жену. Делом чести считалось обеспечить ее возможностью всегда хорошо выглядеть и прочими условиями.
«Когда муж ударит или осыпет бранными словами жену, он делается предметом осмеяния, точно так, как когда бы он, имея способы, не одевал ее соответственно его состоянию», — писал этнограф Хан- Гирей, представитель черкесского дворянского рода.
Испокон веков повелось так, что мужчина был обязан оберегать свою женщину, уважительно относиться к ней. В свою очередь жена четко понимала свои обязанности и четко исполняла их. Она управляла хозяйством, несла ответственность за все домашние дела.
Тяжелой физической работой в основном занимались мужчины. В богатых дворянских семьях старались беречь молодых девушек от тяжелой работы. Большую часть времени они проводили за шитьем.
Женщина имела право разрешать многие конфликты. Если два горца вступили в спор, женщина имела право его прекратить, бросив между ними платок.
Проезжая мимо женщины, всадник был обязан спешиться и проводить ее до места назначения и только потом имел право продолжить свой путь. При этом поводья он держал в левой руке, а женщина шла с правой, почетной стороны от него. А если он держал путь мимо женщины, занимающейся физически сложной работой, считал своим долгом помочь ей.
Конечно, несмотря на почетное отношение к представительницам женского пола, черкесское общество остается патриархальным.
В большинстве случаев главенствующую роль занимает мужчина, глава семьи. Женщина демонстрирует покорность, поддерживает мужа в принятии решений.